Если мы хотим добиться успеха в соревновательном виде спорта, нам необходимо выработать четкий план, определяющий развитие. Такой план позволяет решить, в каком направлении происходит развитие спорта и становится руководством к развитию. Руководствуясь им, можно добиться перехода многообразий игровых стилей в их же качество.
Определение генерального плана заключается в объединении тенденций и моделей развития спорта, а также норм и ситуации внутри конкретной страны. Такой план должен быть точным, ясным, доступным для понимания и перспективным. Я не утверждаю, что он должен оставаться неизменным. Он будет совершенствоваться и улучшаться в зависимости от изменений обстановки и требований. Будет справедливым заметить, что Китай добился положительных результатов в этом аспекте, чем я и хочу с Вами поделиться.
При определении плана, мы, прежде всего, ясно осознавали свои сильные стороны в данном виде спорта (что заключается в предпочтении техники другим компонентам). Китайцы трудолюбивы и обладают высокой степенью выдержки, а также подвижны и сообразительны. Исходя из этого, при создании различных игровых стилей, мы всегда опираемся на такие основные положения как «перехват инициативы, внезапные изменения и основательный подход к деталям».
В различные периоды истории мы сталкивались с множеством различных ситуаций и потребностей при составлении генерального плана развития:
1. В 60-е годы прошлого столетия вертикальный хват ракетки и быстрый атакующий стиль, предложенный предшественниками, стали доминирующим стилем игры в Китае. При составлении генерального плана, с целью увеличения преимущества и определения четкого направления при отработке основного стиля, мы указывали на «стремительность, агрессивность, точность, гибкость». Все стили развивались в этом направлении (например, двустороння атака Дзуан Дзедун, блок и удар Ли Фурон и Ксу Йиньшенг). Генеральный план был новшеством, и сейчас мы считаем его ключевым событием.
2. В 70-е появление топ-спинов справа и слева в европейском стиле игры поставило в сложное положение китайских теннисистов, игравших в атакующем стиле «пером». Для того чтобы приспособиться к ударам с вращением, отвечать на них адекватными ударами, и развить скорость при крученых ударах, Ксу добавил «вращение» к вышеперечисленным положениям генерального плана. С целью позитивного подхода в решении проблемы вращения, мы считаем данный случай вторым ключевым моментом, поскольку последствия его сохранились и в наши дни.
3. В 80-е годы, по мере того как нарастал накал в противостоянии между Европой и Азией, оформился многосторонний стиль Валднера и Перссона, игра которых представляла большую угрозу для китайских теннисистов. С целью улучшения игры наших спортсменов мы быстро включили в генеральный план «многосторонний стиль, развитие сильных сторон спортсмена, отсутствие уязвимых мест».
4. В 90-е мы попытались спрогнозировать развитие настольного тенниса. В то время Цай Ценхуа справедливо предсказал, что основным будет противоборство между топспином и контр-топспином. В то же время мы были сторонниками «переходной теории», имея в виду переход от обороны к атаке и наоборот. Это теоретическая основа, на которой мы будем строить направление развития многих поколений игроков.
5. Четырнадцать лет назад мы более детально разработали существующий и используемый нами генеральный план, который стал выглядеть следующим образом - «перехват инициативы, развитие сильных сторон спортсмена, многосторонность, борьба, связь атаки и защиты, сбалансированность атакующих и оборонительных действий, агрессивность, быстрота, вращение и вариативность». Данный план определенно предлагает более четкую цель для развития современного настольного тенниса.
а) Перехват инициативы. Это совокупность сознания и мастерства. При подаче и переходе в атаку необходимо постоянно овладевать инициативой. Удары должны создавать прессинг и не ослабевать. При приеме подач и контроле, необходимо взять инициативу в свои руки, произвести необходимые изменения и овладеть контролем за ситуацией. При розыгрыше необходимо атаковать первым, первым увеличить силу ударов и первым изменить направление. Даже при обороне необходимо прессинговать соперника и искать первые же возможности для контратаки и перехода непосредственно к атаке. Совокупность этих связующих элементов обеспечивает перехват инициативы, что способствует развитию передового наступательного и конкурентоспособного стиля игры.
б) Развитие сильных сторон. Когда у игрока существуют сильные стороны в противоборстве с соперниками, то у него есть стиль, поэтому проще и эффективнее организовывать тренировочный процесс на основе этих индивидуальных преимуществ. Сильная сторона Ма Линя в его подачах. Исходя из этого, у него есть возможность чаще атаковать, он быстрее двигается и его продолжительные атаки становятся опаснее. Таким образом, он легко может создать свою собственную систему атаки и уникальный стиль. С другой стороны, тренировочный процесс с целью улучшения качества игры может проходить гораздо менее успешно, если у игрока отсутствуют сильные индивидуальные качества, на которые можно было бы опереться.
в) Многосторонность. В современном настольном теннисе необходимо обладать многосторонними навыками. Нельзя позволить себе иметь явные уязвимые или слабые стороны. Уязвимость может обернуться Ахиллесовой пятой, на которую будет нацелен атакующий потенциал соперника. Необходимо совершенствовать и применять в нужный момент всю совокупность навыков игры - как в атаке, так и в обороне, при перехвате инициативы и контроле, при игре вблизи стола и на удаленном расстоянии от него, справа и слева и т.д.
г) Борьба. Темп игры неуклонно возрастает, поэтому нельзя ограничиваться скоростными действиями только при исполнении первых трех ударов. Борьба необходима на каждом этапе. Мы требуем от своих игроков, чтобы они атаковали при первой возможности, наращивали мощь, вносили изменения в игру. Если удары соперника не позволяют перейти к атаке, то необходимо поставить его в такое положение, которое позволило бы затруднить действия соперника и получить возможность для атакующих действий. В борьбе за инициативу нельзя упускать ни одного связующего элемента.
д) Связь атаки и защиты. Это означает взаимосвязанность 3-го и 5-го ударов или 4-го и 6-го с целью создания комбинации. Большинство игроков склонны наносить надежные, безопасные удары (высокий процент) прежде чем осуществляется переход к атаке, что зачастую приводит к потере инициативы и потере потенциала. Следовательно, игроку следует быть непременно агрессивным, так как только те, кто проявляет крепость духа, могут победить в борьбе за инициативу.
е) Сбалансированность атаки и нападения. Современный настольный теннис требует всестороннего развития игровых качеств. Игрок, имеющий слабость в атаке или защите, обречен на неудачу. Победить можно лишь тогда, когда твои атаки сокрушают оборонительные действия противника, а игра в защите неуязвима для его атак, поэтому необходимо добиваться сбалансированности атакующих и оборонительных действий.
ж) Агрессивность, скорость, вращение и вариативность. Агрессивность заключается в постоянных атаках, имея в виду атаку под любым углом, мощную атаку, атаку с выполнением высококачественных ударов. Поэтому воплощением агрессивности являются увеличение разнообразности атакующих действий и улучшение качества ударов при атаке. Скорость заключается в быстроте действий, что является важнейшим фактором любого стиля. Сами по себе скорость и вращение – это философия прошлого. Совокупность скорости и вращения – вот вектор развития этой игры. Способность изменения способа ведения игры – это душа игрового стиля и интеллектуальный показатель игрока. Изменение манеры ведения игры улучшает игровой стиль. Мы придерживаемся того мнения, что необходимо первому вносить изменения, тем самым заставляя соперника приспосабливаться.
6. Пять лет назад, по мере всеобщего усовершенствования игроками удара слева, повысилась эффективность контр топ-спина. Это потребовало изменений в нашей общей концепции. Мы предложили «иррациональность» в противовес рациональному развитию игрового стиля. Это, к примеру, означало применение атакующих ударов вместо ударов оборонительных и промежуточных, то есть атака на атакующие удары соперника. Это способствовало увеличению атакующих действий на ограниченном рациональном уровне. Такой стиль представляется более продвинутым, более современным.
7. Что касается будущего, у нас есть свои чаяния и намерения. Мы определяем будущее развитие как: мощная атака, бескомпромиссное противостояние, устойчивый переход, полная совокупность и дальнейшие изменения.
а) Мощная атака – это увеличение разнообразия атакующих ударов, а также увеличение пространства, из которого можно наносить удары, и таким образом улучшать качество атаки. Это – многомерная концепция атаки.
б) Бескомпромиссное противоборство – это постоянная борьба за инициативу по всему периметру, неуступчивость при любом ударе, в любой момент.
в) Устойчивый переход – это переход из обороны к мощной атаке. Только путем применения созидательных и мощных атакующих действий можно добиться преимущества в атаке, потому что игра приобрела большее значение, чем просто оборона против атаки.
Полная взаимосвязь означает необходимость овладения игроком всеми навыками ведения игры, объединения их в единое целое на научной и рациональной основе с целью повышения эффективности игры.
Пока мы не вышли на вышеуказанный уровень, но, несмотря на это, мы четко определились с целью и направлением.
Также читайте другие статьи Ли Ксяо-дуна, переведенные на русский язык.
С уважением, мастер спорта Анна Муратова-Милехина