Одной из главных тенденций развития тенниса, особенно в Азии, является повышение скорости розыгрыша очка, на уровне подсознания.
В России имеется идеологический и практический разрыв между технологией розыгрыша очков на мировом уровне и технологией розыгрыша очков на российских соревнованиях, всех уровней. Большинство российских игроков, начиная с новичков, приучаются играть на соревнованиях в выжидательную игру, выжидая удобные моменты для атаки в благоприятных условиях.
Анализ мирового настольного тенниса.
Введение
Стремление побеждать на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, высокий уровень конкуренции, среди мировых лидеров из Китая, Тайваня, Германии, Японии, Швеции, Кореи и других стран, вынуждает тренеров, психологов, учёных, инженеров и физиологов искать и разрабатывать новые технологии подготовки игроков.
Одной из главных тенденций развития тенниса, особенно в Азии, является повышение скорости розыгрыша очка, на уровне подсознания.
Победа, с помощью минимального количества ударов.
Наблюдая за игрой китайских мастеров, играющих между собой и с игроками других стран, ясно видно как они максимально быстро, минимальным количеством ударов - «Один-два-три», стремятся сами выиграть каждое очко, независимо от счёта и важности последних очков в партии. Они не ждут подарков от противника, а вынуждают противника делать ошибки. Это является основным принципом борьбы за каждое очко.
Как обеспечивается выигрыш очков.
Высокие скорости требуют целенаправленного развития интеллектуальных, психических, физических, функциональных и специальных качеств, технических навыков и умений игроков.
Быстрота психической и двигательной реакции, её составные части: внимание, мышление, передвижение игроков, выполнение ударов по мячу, придание ему максимального вращения и поступательной скорости, агрессивная тактика двухстороннего нападения, обеспечивают реализацию основного принципа игры китайских игроков: «Выиграть очко самому».
Китайцы во всех своих теннисных центрах целенаправленно развивают и совершенствуют разностороннюю быстроту действий и агрессивность в розыгрыше очков, которая внедряется в их головы с детства, и это приносит плоды.
Анализ российского настольного тенниса.
Разрыв между идеологией и практикой.
В России имеется идеологический и практический разрыв между технологией розыгрыша очков на мировом уровне и технологией розыгрыша очков на российских соревнованиях, всех уровней. Большинство российских игроков, начиная с новичков, приучаются играть на соревнованиях в выжидательную игру, выжидая удобные моменты для атаки в благоприятных условиях. Доля риска составляет всего 30-40%, а требуется 75-85%, и это должно быть автоматической привычкой, которая отрабатывается на тренировках, начиная с первой. Многие тренеры пытаются перестраивать игру своих учеников, когда им становится по 12-14 лет, понимая, наконец, что только игра на отработанном риске, может приносить победы на соревнованиях высокого уровня. Но тут выступает на первый план психология и элементарный страх, который игроки преодолеть не могут. Игроки боятся рисковать, понимая ответственность за возможный проигрыш очков. А автоматическая привычка к риску не выработана. Начинаются колебания в принятии решения, время летит... Неудача. Неудача. Далее игроки не рискуют. Поезд с перспективой уходит. Тренировочные занятия не приближены к соревновательным условиям, в интеллектуальном, тактическом, психологическом, двигательном, физическом плане. На занятиях развивается лишь часть качеств, необходимых игрокам мирового уровня, а основное внимание обращается на технику ударов по мячу, примерно 70 – 80 %.времени. Никакие сверх - основания и накладки не обеспечат регулярные победы над сильнейшими игроками мира. Только тяжёлый умный и целенаправленный труд по развитию комплекса качеств может помочь.
Уровень российских игроков.
Российские игроки сегодня не являются лидерами мирового настольного тенниса.
Российские тренеры сегодня не умеют готовить игроков высокого мирового уровня, на уровне чемпиона мира и первой мировой десятки. Наши сильнейшие игроки занимают места в третьей и восьмой десятках мирового рейтинга: Смирнов-20, Кузьмин-71, Мазунов Д.- 73.
Другие сильнейшие игроки России, со 110 по 400 места.
Причины невысокого уровня.
Но почему? Что или кто мешает готовить и играть лучше? Чего, конкретно, не хватает для достижения нужного результата? Или он просто никому не нужен? Или в России никто не владеет технологией подготовки чемпиона мира, его модельными характеристиками, с математическими и физическими расчётами, хотя бы в первом приближении.
Перспективы игроков России.
Российские игроки хотят побеждать на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы.
Но, как и когда? Ответ простой. Ни-ко-гда!!!
Дело не в том, что наши игроки менее талантливые, чем зарубежные, а в том, что существующая организация подготовки игроков по всей России, на всех уровнях, отсталая. Она способна обеспечить подготовку игроков только среднего уровня.
Необходима перестройка структуры подготовки игроков, которая начнёт давать серьёзные результаты не ранее, чем через 10-15 лет.
Отрезок времени в 10-15 лет необходим на подготовку новичков до игроков международного уровня, с психологией победителя Олимпийских игр и чемпионатов мира.
Настольный теннис-бизнес.
Настало время превратить настольный теннис в настоящий бизнес, чтобы каждый член этого бизнеса (тренеры, игроки, менеджеры, психологи, врачи, массажисты и обслуживающий персонал) занимался своим профессиональным делом, чувствовал свою необходимость и полезность с достойной оплатой за свой труд, моральную и материальную ответственность за некачественный труд.
Аморфное состояние тенниса сегодня, с надеждой на отдельных тренеров - энтузиастов на местах, которым удастся найти одарённых детей, немного их обучить и запустить в горнило соревнований. Потом какой - нибудь, из действующих центров, через 3-4 года переманит юных игроков, если они не бросят теннис ранее.
Для решения столь глобальной работы нельзя надеяться на героев одиночек.
Нужна серьёзная система, способная сцементировать усилия заинтересованных лиц по всей России с привлечением финансовых потоков государственных программ по занятию детей и оздоровления нации. +
Объём труда ниже китайцев в 3-4 раза.
Ежегодный объём труда, выполняемый российскими игроками: в виде ударов по мячу и передвижений, выполнения и приёма подач, интенсивности выполнения упражнений и разнообразия направлений подготовки в 3-4 раза ниже, чем у китайцев.
Отставая ежегодно только в этих технических элементах, наши игроки к 18 годам в принципе не могут смогут побеждать китайцев. Россия вкладывает приличные бюджетные деньги в талантливых детей, кандидатов в сборные команды, а тренеры сборных обнадёживают подростков, юношей и девушек перспективами, что они станут игроками экстра – класса. На самом деле из них готовят однобоких игроков и Россия теряет их после3-6 лет работы, с пометкой «Неспособные». Почему? А люди организующие тренировочный процесс подготовки игроков, с какими способностями? Кто их может оценить?
Становясь взрослыми, и видя, как работают и добиваются успеха, люди в других сферах жизни и других видах спорта, бывшие игроки понимают, что они могли бы добиться большего, если бы тренеры и другие люди грамотно работали в настольном теннисе. В других видах спорта, где Россия лидер, дети и далее по возрасту нацелены стать Олимпийскими чем пионами. Тренеры ежедневно их заряжают в этом направлении. Наши игроки стесняются даже говорить об этом сами. Откуда может быть дополнительное выполнение объёмов нагрузок на пределе?
В дальнейшем, немногие из родителей, отдают своих детей в настольный теннис.
Большинство чиновников, тренеров и игроков даже не понимают, на каком убожеском уровне находится российский теннис, если оценивать его по мировому разряду.
Успехи заложенные вчера.
Сегодня под звон фанфар мы пожинаем некоторые успехи и это здорово. Но это же плоды деревьев заложенных советской системой, Горьковской, Самарской, Свердловской, Московской и Рыбинской школами плюс многолетняя работа западных тренеров и их технологий подготовки.
Сколько же лет представители нашей заслуженной гвардии( игроки 30 – 38 лет) будут выручать Россию? И уровень их выступлений повышаться не будет.– мышцы и нервная система не молодеют.
Резерв сборной.
А кто за гвардией? И готов защищать интересы России не из-за того, что освободились вакантные места в сборной. А взять их с боем, своим мастерством, обыгрывая сборников и сильнейших иностранцев.
Просматриваются только две кандидатуры Шибаев (1990г.р.) и Пайков.(1989г.р.).
Далее на несколько лет не видно одарённых игроков. Способная молодёжь есть, но одарённых нет.
Перспективной идеологии, которая может приносить систематические победы, на самом высоком международном уровне в России тоже нет. В ближайшие 10 – 15 лет, российские игроки не смогут стать вровень с китайскими игроками, которым сейчас по 5 лет и они ещё не умеют играть, если не предпринять кардинальных мер.
Под кардинальными мерами понимается приглашение 4 – 5 китайских тренеров, для работы со сборными командами России и построения общей системы подготовки игроков в провинции. Русских тренеров с высокой мотивацией, работоспособностью, сильными характерами и интеллектом, поставить рядом, для перенятия опыта подготовки и передачи его всем остальным тренерам. России.
Отрезок времени в 10-15 лет необходим на подготовку новичков до игроков международного уровня, с психологией победителя Олимпийских игр и чемпионатов мира. Одновременно необходимо изменение психологии тренеров, начиная от тренеров сборных России до периферийных, из положения «Заранее проигравших» в психологию «Победителей», с учётом приобретения ими необходимых знаний и повышения деловой квалификации. Если у тренеров нет мотивации для подготовки российских игроков – победителей китайцев, то откуда появится мотивация у игроков? Сегодня в Китай ездит много тренеров и игроков из России, на учёбу и за секретами подготовки, затрачено много денег – секретов не добыли, сборные лучше не играют.
В семидесятые годы, я тренер любитель из провинциального города, познакомился с заслуженным тренером СССР Ивановым Валентином Сергеевичем, который был главным тренером сборной СССР.
Игроки сборной выигрывали чемпионаты Европы и мира в командных и личных зачётах. В ходе наших разговоров, в течение нескольких лет я задавал, Валентину Сергеевичу множество вопросов по настольному теннису и подготовке игроков – он добросовестно отвечал, хотя видимо я ему сильно надоедал.
Целью моих вопросов: «Выяснить секрет подготовки сильнейших игроков мира, узнав который, я смог бы готовить очень сильных игроков».
Ответы на вопросы я получал, но явного секрета нет.
Но я ждал и продолжал задавать новые вопросы. Ответы я проверял на практике во время занятий со своими учениками. Сегодня я смеюсь над своей наивностью, но тогда всё было для меня очень серьёзно. Через несколько лет, Валентин Сергеевич спрашивает меня: «Ну как узнал секрет подготовки сильных игроков?». Для меня его вопрос был очень неожиданный. Я ответил, что необходимо уметь наблюдать за игроками, анализировать информацию, много работать, разбираться в теории, тактике и технике игры, заниматься физической подготовкой, терпеть и ждать результата.
Да всё правильно, ответил Валентин Сергеевич, но ты упустил психологическую подготовку, которая является стержнем бойцовских качеств игрока.
Кроме этого, грамотные тренеры учат своих учеников игре завтрашнего дня, которая будет через 8 – 10 лет, когда игроки вырастут. Я спросил его: «Как и почему?». На что он ответил - надо учится собирать и анализировать информацию, предугадывать тенденции развития тенниса на несколько лет вперёд, но для этого нужны знания, и не только по настольному теннису.
Китайцы наверно тоже чему - то учились у Иванова Валентина Сергеевича и искали секрет, когда сборная СССР была в мировых лидерах..
Интеллект, глубокое изучение и знание психологии, , физиологии, нервной системы, физической подготовки, реакциями её свойств, волевой подготовки, чувство мяча, техника ударов и передвижений, теория игры, технология подготовки, знание и управление их взаимодействием
Вот и весь секрет подготовки игроков. Плюс интенсивные и грамотные тренировки, определённая одарённость игроков и тренеров. Сегодня в бизнесе ни одно изделие или продукт не создаётся без проекта (модели игрока в спорте) и множества конкретных расчётов, особенно в космостроении. Подготовка игрока - Олимпийского чемпиона, или даже сильного мастера спорта с перспективой не менее, если не более сложная задача в России считается недостижимой. В ход идут разные отговорки о трудности подготовки, кроме признаний тренерского корпуса и функционеров о нежелании и неумении высококачественно работать, а также о своей слабой квалификации.
Идея и план.
В истории человечества все дела начинаются с идеи и постановки цели по её достижению.
Далее разрабатывается план и начинается работа. Без постановки конкретной цели, плана работ и выполнения большого объёма труда, результата не добиться. Цель и план, как магические действия, заставляют людей поневоле работать и проявлять энергию.
Необходимо заметить, что более высокие цели требуют большего труда и интенсивности, начиная с самого начала пути.
Мы не китайцы. У нас нет такой конкуренции среди игроков и такого количества занимающихся, а также высококвалифицированных спаррингов. Однако, небольшие, по количеству населения, страны – Бельгия и Дания, Греция и Тайвань, Гонконг и Венгрия, Германия и Франция, и др. умеют готовить игроков мирового уровня. Значит вопрос в организации и технологии подготовки.
Или у нас мало рождается талантливых детей? Но ежегодно, на первенстве России среди миникадетов до 11 лет, выходят к столам более 200 мальчиков и девочек. Куда они деваются через 2-3 года и почему? Почему они не успевают проявить свои таланты, не стремятся стать мастерами спорта и защищать спортивную честь России? А может найти свою профессию и привлечь новых людей к теннису? Это государственная проблема, связанная с Олимпийскими играми, свободным времяпровождением молодого поколения, здоровьем людей. А мы пока поищем более реальные и простые пути для подготовки мастеров спорта.
Виктор Баруздин